Сырная седмица

11-16 марта 2024 года

Сырная седмица — это подготовительная и последняя сплошная седмица в богослужебном уставе Православных церквей перед Великим постом. Она начинается с понедельника, непосредственно следующего после Недели о Страшном суде, а последним непостным днем станет Прощеное воскресенье — 17-е число месяца. 

Дни этой седмицы готовят верующих к посту и телесно: с понедельника Церковь не благословляет вкушение мяса, хотя все еще можно рыбу, а также молочное, яйца.

Так, напоминая о будущем Суде, призывая людей к покаянию, Церковь подготавливает своих чад к грядущей «весне духовной», Великому посту, в который нужно входить с радостью, надеждой на Бога, решимостью изменить свою жизнь. Вот как говорит об этом, обращаясь к грешной душе, прп. Ефрем Сирин, чья молитва будет сопровождать каждого все дни Четыредесятницы:

«Уязвлена ты? Не отчаивайся. Пала? Восстань
и мужественно скажи: «Ныне начах».
Припади ко Владыке своему милостивому
и исповедуй грехи свои»
.

СЫРНАЯ СЕДМИЦА (Масленица)

В этом году сырная седмица по православному календарю будет длиться с 11 по 16 марта.  Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. 

Борис Кустодиев. Масленица

 Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610−640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

 Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

 Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

 Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И. Шмелёв. «Лето Господне»). 

 Хождение родственников друг к другу на блины сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

 Заканчивается сырная седмица Прощёным воскресением. Вечером – заговенье на Великий пост.

 (Иеромонах Иов (Гумеров),
по материалам  сайта  Православие.ру)

Просмотров: (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *