3 июня 2025 г.
Одна из самых почитаемых святынь России на протяжении веков считалась заступницей Руси. Перед ней молились князья, матери и солдаты.
Трижды в год установлено празднование иконе Владимирской Божией Матери. Но это не значит, что мы только три раза в год придем к этой иконе с молитвами. Каждый день обращаемся мы с мольбой о помощи к Царице Небесной, к Ее святым иконам. Среди них мы особо чтим иконы: Казанскую, Иверскую, Державную, Смоленскую, Тихвинскую и, конечно, Владимирскую.
21 мая / 3 июня (н.ст.)
Мы отмечаем избавление Москвы от нашествия крымского хана Мехмет-гирея в 1521 году. Войско хана приблизилось к столице. Великий князь Василий готовил оборону. Но уже начиналась паника среди жителей и даже хотели выносить из Кремля, спасать святыни Успенского собора. Главной святыней была икона Владимирской Божией Матери.
Во время отступления Божия Матерь явилась одной слепой монахине и князю, повелев оставить икону в Кремле. В это время прискакали гонцы и сообщили, что войско хана ушло. Оно было устрашено видением небесного войска, возглавляемого Царицей Небесной.
23 июня / 6 июля (н.ст.)
Мы вспоминаем заступничество Божией Матери, бывшее в 1480 г. В русские земли вторгся хан Ахмат и направился к Москве. Навстречу ему вышел с войском великий князь Иоанн Третий. Войска встретились на реке Угре (Калужской области). Пресвятая Богородица повелела русским отойти от Угры. Татары, думая, что русские что-то задумали и заманивают их, в страхе бежали. В это время москвичи усердно молились перед иконой Владимирской Божией Матери.
26 августа / 8 сентября (н.ст.) − один из самых памятных дней. Шел 1395 год. Русь, положившая много жизней на Куликовом поле, не могла противостоять напору Тимура (Тамерлана), повелителя мира, как он себя называл. Хан шел с полчищами завоевателей, не встречая сопротивления, и уже дошел до Ельца (Липецкая область). Царица Небесная явилась захватчику и повелела уйти из России. Устрашенный видением, наутро он ушел.
Этот день называется Сретением Владимирской иконы Божией Матери. Ее икону приносят в Москву из Владимира и встречают там, где сейчас находится Сретенский монастырь. Отсюда название улицы — Сретенка.
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА
Владимирская икона является одним из самых прекрасных богородичных образов в искусстве. Она относится к наиболее глубокому и лиричному типу икон, получивших на Руси название «Умиление». Греки называли этот иконографический тип Гликофилуса — «Сладкое лобзание» или Елеуса — «Милостивая». Все три названия подчеркивают главную идею иконы — образ совершенной любви. Богоматерь ласково обнимает Сына, прижимая Его к Себе, и Он, обхватив Ее рукой за шею, нежно прижимается щекой к щеке Своей Матери. Две фигуры настолько слиты вместе в этом объятии, что воспринимаются единым силуэтом. Глаза младенца Христа устремлены на Мать, Она же смотрит на зрителя, и этот взгляд полон одновременно нежности и заботы, страдания и надежды. Смысл этого иконографического типа совсем не исчерпывается радостью материнства, за объятиями Матери и Сына прочитывается страстна’я тема: Богородица обнимает Христа, предчувствуя предстоящие Ему страдания и смерть. Не случайно по той же схеме изображается в православном искусстве и тема оплакивания на иконе «Не рыдай Мене, Мати», где Богородица обнимает Христа уже после снятия Его с Креста, перед положением во гроб.
Страстну´ю тему продолжает и оборот иконы. Владимирская была выносной, она двусторонняя, на тыльной ее стороне изображен престол с орудиями страстей Господних (трость с губкой, копие и т. д.). Когда икону несли крестным ходом, поднимая высоко на шесте, то образ Богородицы, прижимающей к сердцу младенца Христа, воспринимался именно как образ Матери, отдающей Сына на страдание во искупление человеческих грехов.
Несмотря на многократные поновления, икона сохраняет свое художественное совершенство, хотя обо всей его полноте мы можем судить лишь по живописи ликов, но они поистине прекрасны. Живопись иконы исполнена тончайшей плавью золотистой охрой с добавлением легкой подрумянки и прозрачных пробелов. Кажется, что лики Христа и Богородицы хранят теплоту и трепетность живой плоти, и в то же время они наполнены светом, который как тихий, затаенный пламень сияет внутри них.
Во все времена Владимирская икона была широко почитаема, поэтому с нее постоянно делали списки и копии, немало их сохранилось до нашего времени. Но ни одна копия, ни один список не передает совершенство оригинала. В начале XV века один из списков был выполнен Андреем Рублевым для Владимирского Успенского собора, этот образ должен был заменить собой перенесенную в Москву древнюю святыню. Рублевский образ отличается от древнего оригинала, но он по-своему хорош: образ словно окутан мягким светом, нежные краски растворены сиянием, текучие линии контура обрисовывают плавный силуэт, лики прекрасны, но отстранены, словно погружены в молитву. Богородица кажется неземным существом, поворот головы напоминает ангелов из рублевской «Троицы». Это глубокий молитвенный образ, рожденный в тихом созерцании, в безмолвной молитве. В нем нет той пронзительной интонации и непосредственной обращенности к зрителю, присущей древней Владимирской иконе, глаза которой, кажется, обращены в самое сердце смотрящего.
В ХХ веке также многие иконописцы обращались к образу Владимирской: в двадцатых годах ее писала Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания), в восьмидесятых — архимандрит Зинон (Теодор). Эти копии по-своему интересны и несут на себе печать времени; они — дань той великой иконописной традиции, которую с таким трудом им удалось сохранить и продолжить. В знаменитой иконе М. Н. Соколовой «Собор всех святых, в земле Российской просиявших» мы видим Владимирскую икону, лежащую на аналое перед Успенским собором Московского Кремля, а рядом стоят московские святители, совершающие службу перед всероссийской святыней. Это композиционный центр иконы, вокруг которого собраны русские святые, просиявшие в разные века на нашей земле, от киевских пещер до Соловков. Владимирская икона, таким образом, олицетворяет сердце России, ее молитву и ее упование.
Сегодня Владимирскую икону можно видеть и на Западе, ее часто копируют, ее репродукции помещают в католических и даже протестантских храмах, потому что этот образ воспринимается не только как лучший в иконописи, но и как самый совершенный образ любви Бога и человека.
Источник: Церковный вестник
Просмотров: (4)