Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября 2025 г. 

 Сегодня Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Можно сказать иначе: Собор Архангела Михаила и всех архангелов и ангелов. 

Слово «архистратиг» − кому то, наверное, непонятное − греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе — стратег. 

Стратег — это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг — первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы: генералиссимус. Архангел Михаил — главный предводитель всех ангельских духовных сил. 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

  Сегодня тот день, когда мы должны задуматься о тех силах, которые воздействуют на человека и на всю вселенную. Богу не было угодно открыть нам природу этих сил. И когда человек думает о горнем, невидимом мире, то он поневоле (ибо не имеет ничего иного) свой опыт, свои образы, свою культуру переносит на этот мир. Именно так появились в воображении людей ангелы, которых изображали в виде молодых юношей с крыльями. И это вполне понятно. А как еще иначе изобразить, если ангелы где-то там, на небесах? Ведь птицы для того, чтобы подняться в небо, машут крыльями, значит, и ангелы крылья имеют. Это человеческие образы, вполне понятные, и каждая эпоха, каждая культура выражает эти невидимые и непостижимые для человека явления на своем культурном языке.

  Мы не знаем природу Небесных Сил бесплотных, но точно знаем, что они обладают разумом и волей. Знаем также, что не все из них обладают доброй волей. Есть и те, кто противопоставил себя Богу − осознанно и свободно − и стал Божиим противником…

  В сегодняшнем Послании апостола Павла к Евреям (Евр. 2:2-10) мы находим удивительные слова, сказанные об ангельском мире. Бог дал власть этим силам над вселенной — не над землей, не над людьми — над вселенной, над космосом. Что означает эта власть, мы никогда до конца не узнаем. Но какой же колоссальной энергией, какой силой должны обладать эти ангельские воинства, чтобы оказывать влияние на всю вселенную, на весь космос и на человека! 

И этой силе дано особое попечение о людях. А почему? Да потому, что по слову Божиему, человек мало чем умален пред ангелами. Мы не обладаем такой силой воздействия на окружающий мир, у нас нет той мощной энергии, с которой они обращают свое воздействие на то, что их окружает. Но как и они, мы обладаем разумом и свободной волей, которую можем обращать либо к добру, либо ко злу. 

Из Предания Церкви мы знаем о том, что именно ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти человеческого тела. И вот сейчас в молитве перед иконой Архангела Михаила, мы просили его о том, чтобы он с ангельскими Силами встретил нас после смерти, поддержал, может быть, в той брани, которую темные силы, силы ада готовы обрушить на нашу беззащитную душу после смерти тела.

Из слова Божия мы знаем, что Архангел Михаил являлся в особые и судьбоносные моменты человеческой истории. Недаром его почитают в том числе и воины, потому что его вмешательство в человеческую историю всегда было направлено к утверждению мира и правды.

Нам также известно, что на каждого человека влияют эти силы — мы называем их ангелами-хранителями. Но мы знаем о том, что есть и ангел-искуситель. И одна, и другая, и темная, и светлая силы влияют на каждого человека. И сегодня, когда мы прославляем эти светлые Божественные, Богу подчиненные Силы и энергии, мы просим их о помощи нам в нашей человеческой борьбе со злом. И верим, что по милости Божией и по молитвам нашим недостойным, Господь каждого из нас защищает этими добрыми ангелами.

Свящ. Алексий Агапов

 Откуда пошел сегодняшний праздник? Сегодня по старому стилю 8 ноября. Ноябрь — одиннадцатый месяц в году, если считать от января. Но в той древности, когда Церковь установила этот праздник, год начинался с марта, а если считать с марта, то ноябрь — девятый месяц.

Итак, девятый месяц, восьмой день. Дата, которую выбрал для этого праздника Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в IV веке, символична. Девятый месяц выбран в честь девяти ангельских чинов, которые я чуть позже перечислю, а восьмой день месяца — в честь Восьмого дня, как называет Церковь день Второго пришествия Христа, день Страшного суда. Днем его называют условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие. Это день вечности, день выхода из недельного круга.

Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени — так они созданы Богом. По-гречески ангел — вестник, то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.

Ангельских чинов, как я уже сказал, девять. Исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Он подчеркивает, что почитание ангелов невозможно без почитания Бога. Тот самый Лаодикийский Собор, который установил сегодняшний праздник, в своем 35 правиле низлагает ересь, то есть ложное измышление, о том, что необходимо поклоняться только ангелам. Ангелы — служебные духи, слуги Божьи. В службе Собору Архистратига Михаила постоянно подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего с вами, видимого мира и мира невидимого, ангельского, духовного.

Ангельских чинов девять. Они делятся на три разряда: высший, средний и низший, то есть самый близкий к этому миру. В высшем разряде находятся шестокрилатии Серафимы, о которых Церковь говорит, что они — само небесное выражение Божественной любви. Они — самые приближенные к Богу. Затем — многоочитии Херувимы. О них много говорится в Писании — это таинственные существа, которые отовсюду исполнены очей.

Представить Серафимов и Херувимов мы можем с трудом, но иконописцы изображают их как шестикрылые существа, которые двумя крылами машут в полете, двумя благоговейно закрывают лицо — едва видно очи бывает на иконе, — и двумя крылами закрывают ноги. Конечно, это символичное изображение, но, наверное, точнее земными красками такие невидимые нам духовные существа не изобразить.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, на которых как на престоле восседает Сам Господь.

Средний разряд — Господства, Силы и Власти. Господства сообщают волю Божью, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими небогоугодными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божьим. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

И низшая ангельская триада — Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют природной стихией. С большим облегчением я перехожу к Архангелам и Ангелам, потому что именно эти ангельские существа мы хоть как-то можем представить. И даже на иконах их изображают не как таинственные существа, у которых и лик мы не можем разглядеть.

Священное Писание говорит о них как о светлых юношах, так они и изображаются, но в православной традиции — с крыльями. О крыльях у Ангелов в Священном Писании ничего не говорится, это символическая часть иконы. Большинство искусствоведов и богословов говорят, что крылья у Ангелов символизируют их быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божьей.

Лично мне ни разу в видении Ангел не являлся, если кому-то являлся, он, может, точнее скажет. Но в небесной иерархии Архангелы и Ангелы ближе всего к нам, людям, по своему духовному облику. Некоторые богословы говорят, что душа человека похожа на его тело. Она заполняет весь наш организм. Ангелы — такие духовные существа, которые отличаются от нас лишь отсутствием телесной оболочки.

Почему я сказал, что с облегчением пришел к Ангелам и Архангелам? Мы мало что можем сказать о тех неизреченных ангельских чинах, которые с такой скрупулезностью перечислил Дионисий Ареопагит. Более того, можно и растеряться, прочитав в духовных книгах после перечисления всех чинов, что выше над всеми ангельскими силами стоит Архангел Михаил.

Он, с одной стороны, относится к низшей триаде из девяти ангельских чинов, но, с другой стороны, он предводитель всех Небесных Сил. Почему? Друзья, не спрашивайте меня, я этого тоже не разумею. Нужно просто понять, что все попытки человека описать духовный мир упираются в человеческую ограниченность. 

Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. Это красивое построение в духе византийского богословия, у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско. 

Вряд ли можно молиться перед тем, как ты пойдешь грабить и убивать несчастных, беззащитных. Молитвенное обращение к Архангелу Михаилу как покровителю небесного воинства возможно, только когда бьешься за правое дело.
На иконе Архангел Михаил изображается с мечом. Именно этим мечом он низверг с небес сатану. Церковное предание говорит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

Будем молить Архангела Михаила, чтобы он оградил нас от всякого зла, но не станем вкладывать в молитву свои враждебные чувства. Не надо забывать, что меч Архангела Михаила разит всякое зло, а мы носим зло в себе. Это зло — наши грехи. Поэтому молясь Архангелу Михаилу, чтобы он укротил обидчика, заглянем внимательно в собственное сердце и побоимся, как бы он и нас не поразил своим мечом, если мы окажемся несправедливы в наших делах, неправедны в чувствах.

Монахиня Надежда Бреннер,
урожденная Зинаида Александровна Бреннер 
(23 апреля 1890 года — 1 сентября 1983 года),
одна из последних сестер
Марфо-Мариинской обители милосердия.

Об Ангельской помощи

Ты зря не прибегаешь серьезно к помощи своего Ангела-хранителя! Ему можно надоедать постоянно, как любимому святому, как самому близкому другу. 

«Помоги мне, пожалуйста! Помоги, Милостивый и пресветлый Ангеле, сделать мне эту работу, которую так делать не хочется; помоги непосильную тяжесть донести; помоги − не подумать! не сказать! не сделать! − ненужного…» И так во всех случаях жизни.

А то говорят: мы одинокие, нет у нас настоящих друзей. Обижаем своего Ангела… Сколько будешь жить, лучшего друга не найдешь. Волнуешься, например, о своих неверующих близких − молись их Ангелам-хранителям, чтобы они привели их к вере. Читаешь канон своему Ангелу и можешь прибавлять: «Ведь это я и вам кланяюсь и всей душой молюсь: заступитесь за дарованные вам Богом души, помогите им спастись»… 

Не думай, что это бесполезно: они увидят твое горячее сострадание к тем, кого им поручено опекать, и обязательно что-нибудь сделают, чего мы не в силах. Ведь и ты, если кому-то небезразлична твоя работа, невольно стараешься сделать ее лучше. 

Просмотров: (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *