Мученики 14 000 младенцев,
от Ирода в Вифлееме убиенные
Тропарь 14000-м мученикам младенцам,
от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 1
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.
Кондак 14000-м мученикам младенцам,
от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6
В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.
Перевод: К родившемуся в Вифлееме Царю волхвы из Персии с дарами приходят, звездою свыше направляемые, а Ирод беспокоится и пожинает младенцев, как пшеницу, и оплакивает себя, так как власти он вскоре лишится.
кондак 14000-м мученикам младенцам,
от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 4
Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща.
Перевод: Звезда волхвов послала к Родившемуся, а Ирод беззаконный воинство послал, тщетно полагая убить в яслях Младенца лежащего.
*** *** *** *** ***
Избиение было предсказано пророком Иеремией: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15). Когда пришло время совершения величайшего события — Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем.
Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника.
Апостол Матфей в своем Евангелии рассказывает об этом страшном событии: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).
Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.
Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.
«Сын Божий отправился в путь, который в противоположном направлении прошли его предки, народ, в чьём соборном теле соткалась Пречистая Плоть Богочеловека. Они бежали от египетского рабства в Землю Обетования, Он — уносимый хранительными руками Богородицы — от обезумевшего властолюбца Ирода, который залил землю Вифлеема кровью четырнадцати тысяч невинных младенцев, первых мучеников, пусть не добровольно, пусть неосознанно, но всё же отдавших жизнь свою за Него — Христа, Спасителя мира.
Вот пророчество о судьбе Церкви Христовой на земле! Вот её вечная участь! Вот удел чад Рахили, которая доныне «плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2.18)! Потому что, как не переводится святая кротость, которая «наследует землю» (Мф.5.5), как не иссякает младенческое святое доверие Богу в душах верных чад Церкви Христовой, так не угасает, подобно «огню неугасимому» (Мк.9.44), слепая злоба «сынов противления» (Еф. 2.2).
И на вопрос, отчего же так ненавидели и старые, и новые гонители Церковь, ответ, как прежде, так и теперь, один: оттого, что сеянье Божие на земле — Церковь Христова — не от мира сего, как «не от мира сего» и Младенец, бегущий ныне в Египет. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15.19).
Священник Сергий Ганьковский
«Если умрешь за Христа, перейдешь от смерти к вечной жизни»
Святитель Василий Великий
Просмотров: (19)