До Святой Четыредесятницы остается меньше месяца, но ей предшествуют четыре подготовительные недели (воскресенья), первая из которых в 2025 году приходится на 9 февраля.
Неделя о мытаре и фарисее (Неделя мытаря и фарисея) — первый из четырёх воскресных дней («недель», по терминологии церковного устава) подготовки к Великому посту в Православной Церкви.
В зависимости от даты Пасхи Неделя о мытаре и фарисее может праздноваться в период с 24 января по 28 февраля (по нов.ст.).
Nedelya-o-mytare-i-farisee-zastavka
В этот день на Литургии совершается чтение евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14), которой Церковь напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и о гордыне – одном из основных человеческих пороков.
В Неделю о мытаре и фарисее начинаются богослужения с использованием песнопений Постной Триоди, в частности, с этого дня до Недели пятой Великого поста (прп. Марии Египетской) на вечернем воскресном богослужении исполняются стихиры «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче…»
В византийском богослужении Неделя о мытаре и фарисее закрепилась в качестве подготовительной к Великому посту достаточно поздно. В частности, в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения Константинополя IX-XI веков, годовой подвижный богослужебный круг открывается Неделей блудного сына, причем она еще не имела названия, но обозначалась как воскресенье перед мясопустом. А Неделя о мытаре и фарисее в этом источнике не упоминается. Она была закреплена на нынешнем месте не раньше XI века.
«Младшей сестрой» Недели о мытаре и фарисее может считаться Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная (на утрене недели и на 4-й седмице поются самогласны на тему притчи о мытаре и фарисее). При этом песнопения, связанные с указанными притчами, сохранились только в славянских Триодях, тогда как из греческих они исключены.
В 2025 году на Неделю о мытаре и фарисее совершается поминовение усопших, поскольку на этот день приходится Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 7 февраля (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него Определением Архиерейского Собора 1992 года.
После Недели (дня воскресного) о мытаре и фарисее «сплошная» седмица – нет поста в среду и пятницу из-за того, что в Армянской церкви эта седмица постная. В средние века были споры между православными греками и монофизитами-армянами, потому появившийся в армянской традиции в VI веке пост был греками воспринят крайне негативно. В XI веке правило отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом было закреплено в Уставах.
Просмотров: (30)