18 мая 2025 г.
В богослужении этой недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути.
Эта беседа поворотная для истории христианства. Спаситель раскрывает тайны о будущем, объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную».
Сегодня пойдет речь об одном безымянном персонаже Нового Завета — «Самарянской женщине», с которой Господь Иисус долго беседовал возле колодца Иакова в Самарии, когда возвращался из Иудеи в Галилею.
Это происходит между первой и второй Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Позади изгнание торгующих из храма (Иоан.2:13-25), тайная беседа с Никодимом (Иоан.3:1-21), заключение Иоанна Предтечи в темницу (Матф.14:3-5; Мар.6:17-20). Добрый Пастырь из Иудеи возвращается в Галилею через Самарию. В городе Сихарь у знаменитого колодезя Иакова (из которого пил и сам Иаков и дети его, и скот его) около шестого часа (в полдень) Он к величайшему удивлению учеников (Иоан.4:27) и вступает в беседу с «женщиной Самарянской«. Эта беседа очень пространна… Приводим для наглядности только её начало:
«Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…» (Иоан.4:4-10).
Каково содержание беседы Иисуса Христа с самарянкой? Согласно Иоанну, эта беседа представляет из себя целый ряд отдельных тем, связанных единым мотивом — спасения человека. Сначала Иисус беседует с женщиной об обычной воде. Затем — о Воде Жизни, «текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). Потом — о всеведении Господнем. После этого — о месте и способе поклонения Богу. И, наконец , — о Себе Самом, как о Христе и о Мессии. Ибо на вопрос женщины о том, не Он ли Христос, Иисус прямо свидетельствует: «Это Я, который говорит с тобой» (Иоан.4:26).
Беседа Иисуса Христа с самарянкой поражает, во-первых, обилием Откровений Божиих (здесь Он говорит о Себе и как о Воде Жизни, и как о Христе, и как о Мессии). Во-вторых, — профессиональным искусством Великого Рыбаря (Христа), Который «уловил оказавшуюся у колодца самарянку… и послал ее, уверовавшую, провозглашать самарянам силу Своего Божества» (Феолипт Филадельфийский. Оглашения. Оглашение 4). Наконец, в-третьих, загадочностью уловленной у колодца рыбы (то есть женщины), которая промыслительно попадает в сети Царства Небесного.
Кто же она такая — эта женщина у колодца? Почему ученики удивились, увидев ее беседующей с Иисусом? Зачем женщина выходит к колодцу в полдень, когда за водой никто не ходил? Что нового она узнает у Христа? Как ее зовут и что с ней стало потом?
Кем была женщина у колодца? Ответ очень прост: женщина была самарянкой или «женщиной Самарянской» (Ин.4:9). Нам, скорее всего, невдомек, что это значит… А вот в I в. н. э. любой житель Палестины прекрасно знал, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). Потому что у этих людей были серьезные вероучительные расхождения. Ибо иудеи признавали все книги Ветхого Завета. А самаряне — только Пятикнижие Моисеево (так называемое «Самарянское Пятикнижие»).
Кроме того, иудеи презирали самарян за нечистую кровь. Поскольку после завоевания Израиля Ассирией и насильственной депортации израильтян последние вопреки Закону Моисееву (Лев.5:2) смешались с местным населением и превратились (в глазах иудеев) в «грязнокровок«. На основании всего этого иудеи гордо считали самих себя «православными», а самарян — «сектантами». Самаряне в гордости от иудеев не отставали. Для оправдания своей веры самаряне возвеличили гору Гаризим, на которой Моисей повелел читать Закон (Нав.8:33-35). И в споре с иудеями о том, кто прав, уповали на силу обычаев. Не случайно самарянка в разговоре с Иисусом апеллирует к авторитету традиции, когда говорит: «Отцы наши покланялись Богу на этой горе»(Ин. 4:20).
Почему ученики удивились разговору самарянки с Иисусом? Здесь все непросто… К моменту встречи Христа с самарянкой у колодца Иакова взаимоотношения самарян и учеников Христовых (именно учеников, а не абстрактных иудеев) находились в состоянии вялотекущего конфликта. Или большой неприязни. Согласно Евангелию от Луки, самаряне однажды не приняли Христа в селение (Лук.9:53). А сыновья Зеведеевы (апостолы Иаков и Иоанн) в ревности о славе Божией хотели за это низвести на неразумных самарян огонь с неба (Лук.9:54).
Сам Христос до встречи с самарянкой у колодца (то есть в 1 год Своего общественного служения) заботился только о погибших овцах дома Израилева. Ибо совсем недавно сказал ученикам: «На путь Самарянский не ходите» (Матф.10:5). Потому ученики и удивились, увидев Любимого Учителя, беседовавшего с самарянкой. Они нашли в этой беседе явное противоречие с прежними наставлениями Иисуса. Возможно, кто-нибудь из учеников вообразил сцену флирта… Со стороны женщины (ибо судьба Ревекки и Исаака решалась у колодца; там же Иаков поцеловал Рахиль).
Между тем, Христос беседой с самарянкой желал показать изменение Его Промысла о всех самарянах, уже призванных в Царство Небесное. Он знал заранее, что «она уверует и будет причиной того, что уверуют многие» (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна).
А вот ученики Христовы, не обладая даром духовного рассуждения, этого не поняли. Потому они и удивились, оставив при себе невысказанные вопросы: «Чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?» (Ин.4:27).
Зачем женщина идет к колодцу в полдень? Ответ: она имела некий тайный грех, о котором не знали жители города Сихарь (в переводе «Сихарь» означает «пьяный город»). Поэтому, желая скрыть свои «постыдные дела» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна), самарянка пошла к колодцу не утром, а в полдень, когда все сидят по домам из-за жары. Женщина хотела набрать воды без свидетелей.
Какой грех она имела? Этот грех — блуд. Если верить Священному Писанию и святым отцам, самарянка была блудницей (особой легкого поведения, распутницей, падшей женщиной — нужное подчеркнуть). Но только не явной, а тайной. Женщина тщательно скрывала блудный грех, почему и пошла к колодцу в полдень. Откуда это видно? Прежде всего, из ответа самарянки на просьбу Христа позвать мужа. Самарянка, желая скрыть грех, сказала что у нее «нет мужа». А Господь в ответ обличил ее:
«Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан. 4:17-18).
По мысли свт. Николая Сербского, Господь Иисус обличает самарянку не случайно. Христос хочет научить женщину «мыслить духовно, а не плотски» (Николай Сербский, свт. Беседы на Евангелие). Он не творит перед нею чудес, но являет Себя Тайновидцем, чтобы Своим всеведением и провидением предуготовить ей неожиданное и удивительное спасение.
Что нового женщина узнает от Иисуса? Ответ: способ поклонения Богу в «духе и истине» (Иоан.4:24). В I в. н. э. жители Палестины полагали, что поклонение Отцу ограничивается одним конкретным для определенной этнической группы людей местом. У Иудеев это был Иерусалим, в котором они имели один-единственный храм на горе Сион (если храм разрушали, то восстанавливали его все на том же самом месте). У самарян это была гора Гаризим, на которой они когда-то раньше тоже имели свой собственный храм с жертвенником.
Христос сообщает самарянке, что оба способа поклонения Богу (в Иерусалиме и на горе Гаризим) неправильны. Ибо самаряне не знают чему кланяются (Иоан.4:22). А способ поклонения Богу иудеев морально устарел. Так как Ветхий Завет есть только «тень будущих благ» (Евр.10:1).
А сейчас рождается Солнце нового дня (выражение свт. Николая Сербского), когда поклонение Богу будет выражаться не в телесном служении (с омовениями, жертвами животных и т.п.), но в душевном.
«Когда свет нового дня полностью обретет власть, люди познают Бога как Отца, и тогда они будут поклоняться Ему как сыны, а не как рабы, то есть не мертвыми словами и мертвыми жертвами, но в духе и истине, душою и телом, верою и делами, мудростью и любовью… Таких поклонников Отец Небесный ищет Себе.» (Николай Сербский, свт. Беседы на Евангелие)
Как звали самарянку? Ответ: ее, если верить Церковному Преданию, звали Фотиной. И даже не просто Фотиной, но святой мученицей Фотиной Самаряныней, память которой Церковь празднует 2 апреля (не путать с прп. Фотинией Палестинской). У свт. Димитрия Ростовского св. Фотина Самаряныня имела большую семью: пятерых сестер (Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириакию) и двух детей (Виктора и Севастиана). Все семейство мученически пострадало в Риме при жестоком императоре Нероне во время первых гонений на христиан.
Сейчас в городе Наблусе (бывшем Сихеме) у колодца Иакова возвышается храм в честь святой Фотины Самаряныни. Среди святынь храма есть колодец Иакова (находится в крипте) и водонос «самарянской женщины», с которым она пришла к источнику и который оставила, радуясь о Христе.
Таким образом, очень возможно, что именно святая Фотина Самаряныня стала первой блудницей, вошедшей в Царство Небесное (Матф.21:31)…
Просмотров: (33)