Третья седмица Великого поста.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Среда. Рабочий день.
Сегодня в храме малолюдно.
Но сила молитвы от этого не ослабевает.
… Эта литургия особенная. Таких служб немного в годовом богослужебном круге.
Приходятся они на Великий пост.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе. Дети, запыхавшись, подбегают к отцу и, нетерпеливо поглядывая в сторону оставленных игрушек, говорят то, что от них требуется. Говорят так, чтобы быстрее исполнить свой долг и убежать обратно — в царство деревянных лошадок и марципановых принцесс.
Великий пастырь просит, чтобы мы не подражали этим неразумным детям, ведь обращаться к Отцу Небесному надо совсем по-другому. В случае искренней нашей молитвы Иоанн Кронштадтский обещает, кстати, отсутствие какой-либо усталости или скуки, напротив — радость и мир.
Увы нам, ведь не только перед едой мы, как равнодушные дети, твердим заученные фразы, не только, «восстав от сна», произносим слова молитв, лишь бы быстрее сесть за кофе с печеньями. Даже на соборном молении, даже в храме, где перед нами предстаёт Сам Господь Бог в видимых Дарах, мы зачастую совсем не ощущаем надмирности момента, да и что там говорить, и не стараемся ощущать.
Мы выходим из храма воскресным утром с чувством выполненного долга, возвращаемся, как те дети, к любимым игрушкам, и играем в них с «чистой совестью». Десятину отдали — на остальное можно есть, пить и веселиться. Шесть дней впереди.
Это — крайний пример, и не все прихожане — дети, отца не любящие. Но каждый из нас хоть в какой-то степени, но похож на них. И если чувствуем это в себе, то постараемся же прорваться к Богу через медную стену своей гордости, суеты и лени.
Стена — толстая. Немалый вес придаёт ей и наша необразованность. Приходя в церковь, мы часто стоим, не понимая, что в данный момент здесь происходит, о чём поёт хор, что за молитвы так быстро произносит чтец… Батюшка в алтаре — возгласы плохо слышны. Певчие — неразборчиво поют. Хорошо хоть «Верую» и «Отче наш» мы сами подтягиваем — тут уж хорошо получается, скажем без лишней скромности.
А если взять с собой текст богослужения и внимательно следить за возгласами, чтением и пением? Если, готовясь к походу в храм, с вечера познакомиться с отрывками из Апостола и Евангелия, которые завтра будут звучать под сводами церкви? Если разобраться в смысле Божественной Литургии и уже не «стоять» на ней, а молиться вместе с предстоятелем и народом?
Сегодня … мы внимательно рассмотрим порядок великопостного богослужения. И тогда сможем, придя в храм в среду и пятницу Великого поста, быть внутри того, что совершается в Доме Божием, быть не наблюдателем, а участником, не осенним листом на воде, а кораблём, стремящимся ко спасению.
Просмотров: (4)